Разберем все по порядку. Обратите внимание, если в правом нижнем углу у иконки инструмента есть маленький уголок — это значит, что есть несколько вариантов данного инструмента. Чтобы просмотреть их все — нажмите и удерживайте кнопку мыши на иконке.
Выделение (Q). | |
Выбрать по имени (H). Открывает список всех объектов. | |
Раскроем список вариантов инструмента Select. Здесь можно выбрать разные способы выделения, схожие с теми, которые есть в photoshop. Я предпочитаю называть их точно так же. Можно переключаться между ними, нажимая Q несколько раз.
| |
Режим выделения window/crossing. Сейчас выделяются все объекты (crossing), которые хотя бы чуть-чуть пересекаются с выделенной областью. Если нажать эту кнопку – будут выделяться только объекты, которые полностью попали в область выделения. | |
Перемещение (W) | |
Вращение (E) | |
Масштаб (R). Здесь тоже есть дополнительные варианты, однако ими пользуются очень редко. Мы вернемся к этому чуть позже. |
Инструменты перемещение, вращение и масштаб называются инструментами трансформации.
Рассмотрим, как работают эти инструменты.
Выберем инструмент перемещение. Мы видим 3 стрелки – красную, зеленую и синюю. Это сделано для удобства. Мы знаем, что существует цветовая модель RGB (red, green, blue). Эти цвета всегда следуют именно в таком порядке. Точно так же и координатные оси в пространстве: XYZ. Мы привыкли именно к такому порядку записи. Поэтому во всех 3d редакторах ось X — красная, Y — зеленая и Z — синяя.
Кроме стрелок есть еще три плоскости (например, сейчас выбрана плоскость YZ). Можно перемещать объект как по одной оси, так и в какой-либо из этих плоскостей.
Эти стрелки можно выключить/включить, нажав Х. Часто новички случайно нажимают Х, и долго не могут найти стрелки.
Теперь по поводу вращения. Здесь у нас тоже три оси и три кольца, за которые мы крутим вокруг осей. Можно вращать произвольно за сам шар (хоть это не очень точно) и в плоскости камеры (вида) за внешнее большое кольцо.
Полезно бывает повернуть на более-менее точный угол. Нажав А, мы включим привязку поворота и сможем вращать объекты с точностью 5°.
И еще немного по поводу выделения – клик с CTRL добавляет к выделению, с ALT – наоборот. Полезно знать и другие горячие клавиши: CTRL+A – выделить все, CTRL+ D – снять выделение, CTRL+I – инвертировать выделение.
Мы можем копировать объекты, для этого переместим, повернем или смасштабируем их, удерживая Shift. Откроется диалог копирования. Здесь мы можем выбрать тип – копия, instance (по русски его называют тоже инстансом ) и reference. Копия – просто копия, а инстанс делает зависимую копию, то есть, изменяя один из инстансов, мы будем изменять их все одновременно (трансформации не считаются изменениями).
У reference есть некоторые общие признаки, которые ведут себя, как instance, и некоторые свои, которые не влияют на другие reference. Мы рассмотрим это позднее.
Можно также выбрать количество копий. Например, сделав один этаж дома, мы можем передвинуть его с Shift метра на 3 вверх и задать нужное количество копий.Небоскреб готов.
Чтобы просто сдублировать объект, не трансформируя — нажмите CTRL+V.
Вот эти счетчики внизу окна позволяют точно задать позицию, масштаб или угол поворота (смотря какой инструмент выбран). Если нажать кнопку Absolute mode transform type-in слева от них, то мы сможем точно сместить объект относительно текущих координат. Вы помните разные варианты инструмента Scale? В первом режиме, — uniform scale — вы сможете масштабировать объекты только сразу по всем трем осям. Чтобы изменить масштаб только по одной оси — выберите второй режим — non-uniform scale.
Трансформировать объекты можно не только в мировой системе координат. Если объект повернут и, например надо переместить его по такой же наклонной плоскости, то удобно будет переместить его в локальных координатах. Посмотрим на примере:
На первом рисунке выбраны мировые координаты. Ось Z направлена точно вверх, и остальные оси соответственно.
![]() |
| Система координат world |
![]() |
| Система координат local |
Интересна система Pick, она позволяет трансформировать объекты в системе координат другого (нужно выбрать) объекта.
Когда выбраны несколько объектов есть несколько вариантов, как они будут трансформироваться.
- Каждый относительно своего центра (например, если взять жалюзи и повернуть, то каждый элемент повернется, не смещаясь, то есть жалюзи откроются или закроются).
- Относительно общего центра (то есть все считается как бы одним объектом).
- Относительно начала координат (редко используется).
На этом всё. Следующий урок будет посвящен теории 3d графики.








Комментариев нет:
Отправить комментарий
Анонимусам просьба представиться!